snowman_john (snowman_john) wrote,
snowman_john
snowman_john

Categories:

Запись партитур колокольных звонов и их озвучивание на компьютере

Moscow_Bell_Petrovsky_MG_4443_crop_h1200.jpg Яндекс.Метрика

Введение

По этому вопросу я уже дважды выступал на конференциях и тема в полной мере освещена в серии публикаций, ссылки на которые вы найдёте в конце статьи. В них освещена история поиска оптимального решения для записи партитур колокольных звонов и максимально близкого к реальности их озвучивания на компьютере. Иными словами в этих статьях много избыточной информации, которая новичка в этих вопросах может только запутать в поисках ответа на вопрос: "так что же делать-то?!". Данная статья предназначена для максимально лаконичного ответа на этот вопрос, а желающих погрузиться в историю моих поисков я отсылаю к ссылкам в конце статьи.

Итак, нам необходимо:

  • записывать партитуры колокольных звонов таким образом, чтобы они были удобны и понятны звонарям, не слишком разбирающихся в теории музыки;
  • озвучивать эти партитуры максимально близко к реальному звучанию колоколов конкретного набора, что позволит сочинять и моделировать звоны в домашних условиях, и лишь для окончательных репетиций и обучения выходить на звонницу.

 

Как записывать колокольные звоны

Для этого мы делаем нотную запись в любом из современных редакторов партитур, но для решения задачи озвучивания используем бесплатный редактор c открытым кодом MuseScore[1].

Принцип записи звона не "звуковысотный" (запись звучания колокола практически не реализуема), а так называемый "линейный", где линейки нотных станов означают не высоту тона, а номер троса (педали) системы управления колоколами. Правила записи таковы:

    1. каждому колоколу отводится своя линейка на нотном стане, которая фактически символизирует трос/педаль управления, ноты располагаются только на линейках, иное расположение является ошибкой;
    2. знаки аллитерации не используются, понятие тональности отсутствует;
    3. количество нотоносцев равно количеству групп колоколов звонницы - как правило нотоносцев три как ниже в примере для Китайского подворья (12 колоколов), при бо̀льшем количестве колоколов может возникнуть потребность в дополнительных нотоносцах, как в примере для Заиконоспасского монастыря;
    4. количество линеек в нотоносце равно количеству колоколов в группе - за исключением тех случаев, когда один колокол управляется, например, и руками (тросом), и ногами (педалью), как ,например, третий благовестник в примере для Китайского подворья.

    Таким образом звонарь готовит для своего набора колоколов линейный шаблон записи партитур и пользуется им в последующем. Ниже два примера таких шаблонов. Немного разбираться в нотной грамоте при этом, конечно, нужно, но практика показывает, что введение аналогии "линейка - трос" сильно облегчает понимание записи звона для звонарей не музыкантов.


    Шаблон записи партитур для Китайского подворья

    Шаблон записи партитур для Заиконоспасского монастыря

     

Как озвучивать партитуры колокольных звонов

Для озвучивания звонов категорически не подходят технологии генерации синтетических midi-библиотек. Значит нужно найти более простое и эффективное решение – и оно лежит на поверхности! Нужно просто использовать оригинальные записи колоколов! Для этого для формирования библиотек звуков существует SoundFont формата sfz [2], а рекомендованный выше редактор MuseScore поддерживает использование такого формата. Для создания библиотеки инструментов sfz достаточно простого текстового редактора. Вот пример записи озвучивания одного колокола:

<region>
sample=samples\bell-01.wav
lokey=38 hikey=38
pitch_keycenter=38
volume=13
offset=0
end=959519

Расшифровываю: для озвучивания ноты клавиатуры №38 (согласно midi-нумерации) используется запись bell-01.wav, определяемая параметром sample, звучать она должна с уровнем громкости 13, bell-01.wavиспользуется с самого начала (offset=0) до отметки end=959519 (в сэмплах).

Пример озвученной партитуры

Итак, при использовании предложенной технологии, рабочий процесс по озвучиванию партитур звонов таков:

  • запись примеров звучаний всех колоколов набора;
  • для каждого набора подготавливается линейный шаблон, в соответствии с которым записываются звоны;
  • в соответствии с шаблоном с помощью текстового редактора готовится soundFont формата sfz, который подключается к редактору партитур и конкретным партитурам.

Следует признать, что данная технология при максимальной простоте из всех испробованных автором даёт наилучший результат по записи и озвучиванию партитур, и именно её и следует рекомендовать для повседневной деятельности звонаря.

Ограничения технологии. Есть и таковые, в частности, для озвучивания партитуры нам необходимо, чтобы ВСЕ ноты-колокола располагались на линейках, означающих РАЗЛИЧНЫЕ ноты, поскольку в противном случае мы не сможем одной и той же ноте, которая на разных нотоносцах будет обозначать различные колокола (если мы на всех нотоносцах поставим, например, скрипичный ключ), назначить различные записи. Отсюда использование в шаблоне и партитурах экзотических редко используемых ключей, которые, впрочем, можно убрать с отображения. Из этого следует и некоторое ограничение на допустимое количество колоколов в озвучиваемом наборе. Мой опыт показывает, что озвучить более 25 колоколов будет затруднительно.

delimiter_w900h50

Замечания по записи звучаний колоколов и их обработке для озвучивания партитур

  1. Если запись производится не в Светлую седмицу, необходимо получить разрешение настоятеля храма.
  2. Запись должна выполняться на устройство (диктофон), обладающее возможностью стерео записи и ручной настройки уровня записи.
  3. Для каждого колокола методом проб и ошибок настроить уровень так, чтобы индикатор уровня (максимальная громкость на записи) не превышал значение -3дб (рис.1).
  4. При этом очень важно, чтобы был отключен автоматический ограничитель уровня, который при превышении уровня выше -6дб (значение может зависеть от диктофона) обрезает уровень. Получается картинка как на рис.2 – формально уровень не выходит за -6дб, однако запись выполнена с перегрузками и сильно искажена.
  5. Cледует выполнить и записать несколько ударов в каждый колокол, дожидаясь полного затухания колокола. Это нужно для того, чтобы на последующий удар не накладывался звук предыдущего. Несколько ударов нужны потому, что во время записи удары в колокол неизбежно будут различаться и давать различное звучание (резкое/мягкое), кроме того, на записи могут оказаться не замеченные посторонние шумы и порывы ветра - при обработке следует выбрать наилучшую запись.
  6. Также дожидаться полного затухания важно для того, чтобы при моделировании звонов звуки затухали также, как в реальности. В противном случае время и последовательность затухания разных колоколов будет определяться временем записи.
  7. Для записи следует выбирать время, когда вероятность попадания в запись посторонних звуков – шума ветра, проезжающих машин, голосов людей и т.п. – минимальна. Во время записи не производить никаких шумов – кашель и даже глубокий вздох и переминание с ноги на ногу могут испортить запись.

При обработке записей следует:

  • обрезать начало записей так, чтобы у всех записей от начала записи до удара в колокол был одинаковый незначительный интервал, порядка 1-2 сотых секунды (рис.3);
  • устранить возможные погрешности записи, в основном связанные с неточной установкой уровня записи, при этом помимо простого изменения уровня использовать средства диагностики типа Declipper/Declicker - в первую очередь следует использовать Declipper (рис.4 и 5 - на примере программы Adobe Audition).

Звуковысотный спектр среднего колокола. Spectral pitch display of bell sound
      рис.1

Авто-ограничитель.JPG
      рис.2

Спектр звучания колокола. Waveform of bell sound
рис.3
Диагностика аудио-записи. Sound diagnostic (declipper)
рис.4
Диагностика аудио-записи. Sound diagnostic (declicker)
рис.5

Дополнительно необходимо сделать фотографию системы управления колоколами, вид сверху, на которой должны быть видны все педали и тросы управления, и по возможности колокола, например как на этом фото:

НГ_Управление колоколами.jpg

Для удобства работы с партитурой фотографию с нумерацией тросов/педалей желательно поместить в начало шаблона (партитуры), равно как и описание специфики/сложностей управления колоколами данного набора.

delimiter

Продолжение темы - использование предлагаемой технологии
в адаптации звонов для разных наборов колоколов, обучении
и подбору гармонически согласованных комплектов колоколов.

Дополнительная информация

  1. MuseScore Handbook // Free Music Composition and Notation Software – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://musescore.org/en/handbook
  2. Cann S. Cakewalk Synthesizers: From Presets to Power User. – Boston: Cengage Learning PTR. – 2006, 480 c.

Статьи по теме




Tags: automation, bell ringing, bell-ringing modelling, bell-ringing recordings, bells, editor of scores, library of sounds, modeling, score, set of bells, training, автоматизация, библиотека звуков, видео, колокола, колокольный звон, моделирование, набор колоколов, обучение, партитура, редактор партитур
Subscribe

Posts from This Journal “bell-ringing modelling” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments