snowman_john (snowman_john) wrote,
snowman_john
snowman_john

Categories:

Компьютерные технологии и колокольный звон: обучение

Запись партитуры колокольного звона в линейной нотации. Score of bell-ringing in linear notation

Яндекс.Метрика

Одним из основных приёмов обучения звонам является демонстрация преподавателем на учебной звоннице базовых приёмов звона и учебных или традиционных (в зависимости от уровня обучения) звонов, при этом для иллюстраций часто применяется запись – схематичная или с использованием нотной грамоты – базовых ритмических рисунков в различных группах колоколов. После чего учащиеся выполняют задания на учебной звоннице, а также специфические упражнения в домашних условиях.

В статье "Компьютерные технологии и колокольный звон: моделирование звонов" описана технология нотной записи колокольных звонов и озвучивания партитур на компьютере с использованием оригинальных записей колоколов. Если мы в соответствии с предлагаемыми технологиями создадим библиотеку звуков колоколов учебной звонницы, то сможем усовершенствовать учебный процесс, для чего следует рекомендовать:

  1. разработать для всех изучаемых приёмов и звонов партитуры для учебной звонницы, которые выдаются учащимся по мере продвижения в учебном процессе – как в формате редактора партитур, так и в виде документа;
  2. для каждого звона, кроме простейших, в партитуру добавлять «упражнения для разучивания», которые необходимо отрабатывать прежде, чем приступать к разучиванию звона в целом;
  3. для сложных разнообразных звонов, для целей облегчения разучивания и запоминания, в базовом варианте партитуры важно чётко фиксировать музыкальную форму, а на втором этапе разучивания насыщать его украшениями и вариациями, используя в нотации, например, Ossia-варианты (импровизационный вариант).

Расширение набора методических материалов партитурами звонов и упражнений даёт следующие преимущества:

  1. время занятий, как самостоятельных, так и с преподавателем, используется более эффективно, в результате чего значительно сокращается время начального разучивания звона;
  2. значительно повышается эффективность домашних занятий - в партитуре можно установить любой удобный темп и, проигрывая звон в редакторе партитур, выполнять необходимые упражнения;
  3. тем, кто в состоянии запоминать/визуализировать ноты, а не движения, это поможет запоминанию звона наизусть;
  4. те, кто не обучались музыке и испытывают трудности с использованием музыкальной нотации, эффективней осваивают музыкальную грамоту;
  5. за счёт повышения эффективности/скорости обучения появляется дополнительная возможность развивать искусство импровизации в рамках учебных шаблонов и традиций звона, а также расширить учебные задания, включив в них сочинение собственного звона или вариации к уже существующим;
  6. стимулируется дополнительный интерес к обучению и творчеству – учащиеся могут создавать свои версии звонов и обмениваться ими и обсуждать их не только находясь на звоннице.

Рассмотрим два примера упражнений звонаря.

Первый, фрагмент которых представлен на следующем видео, я подготовил вскоре после обучения в школе звонарей Данилова монастыря по просьбе руководитеоя школы. Впоследствии я без особых сложностей модифицировал упражнения для набора колоколов храма святителя Николая в Голутвине, отличающегося от учебной звонницы тем, что на колокольне храма вместо четвёрки зазвонных - тройка, а подзвонных больше. Обратите внимание, как компактно записано в партитуре многообразие упражнений - в 90 тактах удалось празместить 330 вариаций 32-х упражнений!


Часть 1


Следующий набор упражнений для подзвонных был разработан мной сразу для набора колоколов храма. Сначала я написал несколько тактом для разучивания одного конкретного пассажа, а потом методически развил набор упражнений, последовательно усложняя упражнения. Сейчас в партитуре несколько страниц (на видео - фрагмент).


Часть 2

При обучении с использованием партитур следует учитывать один негативный момент - привыкание к нотам, что может стать препятствием для звонов не на "своей" звоннице, поэтому звоны лучше разучивать по частям, заучивая их сразу наизусть так, чтобы звонарь в конечном итоге привыкал к визуализации в сознании реальной структуры тросов управления.

delimiter_w900h50

(Продолжение темы - использование предлагаемой технологии
при подборе гармонически согласованных комплектов колоколов)

* * *

Публикация подготовлена по материалам моей статьи:
Иванов О. И. Использование компьютерных технологий для моделирования православных колокольных звонов, обучения колокольному звону и подбору гармонически согласованных комплектов колоколов // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. – 2017. – № 3. – С. 101–114.
и доклада на Международной научно-практической конференции "Кампанология и звонарское искусство", прошедшей 25 января 2020г. в рамках XXVIII Международных Образовательных Рождественских чтений.




Tags: automation, bell ringing, bell-ringing modelling, bells, editor of scores, library of sounds, lmac-2017, modeling, score, set of bells, training, автоматизация, библиотека звуков, колокола, колокольный звон, моделирование, набор колоколов, обучение, партитура, редактор партитур
Subscribe

Posts from This Journal “bell-ringing modelling” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments