?

Log in

Предыдущий пост | Следующий пост


«О мой мир излучённый, моя игра, моё пробуждение … чувств неизведанных играющий поток. Ещё, всё ещё, другого, нового, более сильного, более нежного, новой неги, новых терзаний, новой игры. Пока не исчезну, пока не сгорю. Я пожар, я хаос… Мир мой, упейся моей свободой.. если можешь, будь свободен, как я. Если дерзаешь, будь мне равным… Не учить я пришёл, а ласкать (а терзать). Не истину я приношу, а свободу. Я к жизни призываю вас, скрытые стремления, исчезающие в хаосе ощущений. Поднимайтесь из таинственных глубин творческого духа. Будут побеждены ненависть и смерть и будет общая радость безмерная… О мир, моя жизнь, лучи моей мечты. Я наряжу тебя в великолепие моих снов, покрою небо твоих желаний сверкающими звёздами моих творений…

Люби и борись .. не бойся своих желаний. Не бойся жизни, не бойся страданий, ибо нет выше победы над отчаянием.

Весь мир затопит волна моего бытия. Я буду рождаться в вашем сознании желаньем безумным блаженства безмерного. И вселенная огласится радостным криком: «Я есьм, - и сгорит этот храм сладострастия. Я сгорю.», -


Нет, это не я написал. Этот текст я переписал из недавно найденной мной тетрадочки с моими юношескими конспектами шестого тома «Русских Пропилеев» 1919 г, издатель М.Гершензон. Нашёл тетрадочку, зачитался, и появилась естественная тяга искать дальше. ..

Но сначала вернёмся к тетрадочке. Это конспекты записных книжек нашего великого Александра Николаевича Скрябина. Не знаю кому как, но много лет назад для меня, впечатлительного юноши, влюблённого в фортепианные прелюдии, этюды  и сонаты Скрябина было испытанием вдруг узнать, что на самом деле это всё «мелочи» по сравнению со стремлением Скрябина к преображению человеческого сознания через духовное действие, которое он собирался реализовать через задуманное им величественное произведение, «Мистерию», воплощающее в себе синтез всех искусств, стирающее границы между искусством и природой. Для исполнения Мистерии в течение семи (!) суток должны были бы быть задействованы тысячи участников. Данное творение должно было отразить художественно-философскую концепцию бытия человечества, а его исполнение - стимулировать пересоздание и обновление человечества, говоря проще, изменить мир. На подобное не дерзал до Скрябина ни один художник или музыкант. А основанием для таких идей было глубокое убеждение Александра Николаевича в том, что всё сущее является порождением акта свободного творчества. Его творчества.

Реализация фантастического замысла Мистерии была предварена Скрябиным работой над «Предварительным действом», так сказать, вступлением к Мистерии. Работой, увы, трагически прерванной безвременной кончиной Александра Николаевича.  Остались
несколько десятков листов черновых набросков партитуры, записные книжки, стихи. Эти записи и издал Гершезон в упомянутом мной выше сборнике. Записи включают в себя не только философские изыскания Скрябина, но и тексты «Предварительного действа», а также «Поэмы экстаза».

Чтение записей Скрябина перевернуло всё моё представление о нём, возникшее тогда чувство мистического трепета не оставляет и до сих пор. И тогда я наконец-то обратил серьёзное внимание на его симфонические работы, причём  так, как не сделал бы этого до знакомства с идеей Мистерии.

"Прометей" (Поэма Огня), соч 60 (1911). Дир.Е.Светланов, ф-но С.Рихтер
(увы, никакая запись не передаст звучание Скрябинских симфоний в зале)

Так вот, обнаружил я в сети шестой том «Пропилеев» в библиотеке ImWerden!
Возьмите и почитайте, возможно для кого-то мир музыки Скрябина расцветится новыми красками.
Вот он , а вот здесь сделанная мной копия.

Далее я хочу продолжить словами нашего философа А.Ф.Лосева. Это у же из моей не электронной библиотеки. Как пишет Лосев (который сам называл себя несостоявшимся музыкантом), стимулом для написания работы «Мировоззрение Скрябина» стала блестящая и содержательная лекция о творчестве Скрябина наркома Луначарского, известного своими выдающимися ораторскими способностями. Читать работу Лосева  надо целиком. Насыщенная цитатами из Скрябина, она очень помогает проникнуть в суть его философии и, несмотря на то, что, как и следует академическому учёному, разбирая Скрябина «по косточкам», Лосев указывает на его некоторую наивность и противоречивость, как философа, заканчивает свою работу Алексей Фёдорович следующей фразой:

Исторически — Скрябин есть наивысшее напряжение
западноевропейской мысли и творчества и вместе — конец ее.


Вот ещё несколько цитат из труда Лосева.

«Понять Скрябина значит понять всю западноевропейскую культуру и всю ее трагическую судьбу. Скрябин — из тех, на ком лежит печать целой истории, и на нем легче, чем на ком-нибудь другом, увидеть, что значили эти длинные и тоскливые столетия прожитой нами жизни и до чего мы теперь дошли. Скрябина не существует вне широких исторических горизонтов. Этот человек, многое возлюбивший и многое познавший, не вмещается ни в какую изолированную схему, возьмем ли мы ее из современности или из прошлого. Эта схема, если возможна, очень сложна и переливчата, и необходимо наметить ее, хотя бы кратчайшим образом, чтобы судить о Скрябине и его философии сколько-нибудь конкретно и ясно.»

«Даже без музыки Скрябина, читая только текст его записей, нельзя не содрогаться перед смелостью и необычностью его выражений. Так никто и никогда не говорил. Такие слова не выговаривали ни одни уста. Это превосходит по смелости все, что мы когда-нибудь читали или слыхали. Тут меркнет, пожалуй, вся мистика, на которую только была способна механистическая Европа.»

«Никто так громко и смело не называл себя Богом. «Сверхчеловечество» Ницше меркнет и кажется перед скрябинским индивидуализмом недостаточно солидным.»

«… всемирно-божественная Мистерия «Я» свершается в трех актах — неразличенное стремление и хаос страсти, различенное множество и стремление охватить все и, наконец, последний экстаз, как охват всего и возвращение в ничто, к покою. Такова краткая формула мистерии мира и Бога.»

«В обрисовании третьей стадии божественной Мистерии — всеобъемлющего слияния в экстазе — Скрябин не пожалел красок. Друзья его говорят, что это было его неотступной мечтой последнего периода.»

«Все тонет в эротическом Безумии и Восторге. Нет большей критики западноевропейской культуры, как творчество Скрябина, и нет более значительного знака «заката Европы», чем эта сладость экстаза, перед которой тяжелая громада библиотек и науки — пыль и прах, летающий легче пуха.»

«Это безумие крови и пола, исступление и экстаз в единении с божественной плотью мира я не находил нигде в европейской философии, искусстве и религии.»

«В индивидуалистическом анархизме Скрябина — высшее достижение европейской культуры, но, по  законам диалектики, и высшее ее отрицание. Нельзя понять Скрябина, не понявши и не выстрадавши этих ужасных веков новоевропейской культуры в их отличии от средневековья. Только самостоятельность и божественность «Я», о котором мечтает новая Европа, уничтожившая религию и церковь, только все эти бесконечные переливы метафизического и гносеологического индивидуализма делают понятным Скрябина и его невероятную философию.»
 
«Исторически — Скрябин есть наивысшее напряжение западноевропейской мысли и «творчества и вместе — конец ее.»
(А.Ф. Лосев. 1919—1921)

* * *
PS. 14 (27) апреля 1915 года, говоря словами Вячеслава Иванова, "среди неоглядного леса крестов, покрывших нашу родину, воздвигся скромный крест - не на крови убитого бранника, но над прахом мирного борца за вселенское дело русского духа. Земля приняла земное, а в небе наших свершившихся слав засветилась новая неподвижная звезда."

А хоронили Александра Николаевича из-за отсутствия средств в долг ... Так вот.

* * *

Поэма, соч.32№1.
играет А.Н.Скрябин, запись 1910 года

Осиротела Музыка. И с ней
Поэзия, сестра, осиротела.
Потух цветок волшебный у предела
Их смежных царств, и пала ночь темней
На взморие, где новозданных дней
Всплывал ковчег таинственный. Истлела
От тонких молний духа риза тела,
Отдав огонь источнику огней.
Исторг ли Рок, орлицей зоркой рея,
У дерзкого святыню Прометея?
Иль персть опламенил язык небес?
Кто скажет: побежден иль победитель,
По ком, – немея кладбищем чудес, –
Шептаньем лавров плачет муз обитель?


(В.Иванов)





В завершение ссылки:
* «Русские пропилеи. Том 6. Материалы по истории русской мысли и литературы.» -
в библиотеке "ImWerden", и копия
* А.Ф. Лосев
«Мировоззрение Скрябина»

и ещё -
* Л. Л. Сабанеев.
Воспоминания о Скрябине. Москва 2000.
* Л. Л. Сабанеев.
Скрябин-мыслитель. В кн. "Воспоминания о России". Москва  2005
*
«Мемориальный музей» А.Н.Скрябина в Москве

*
Скрябин в Википедии

...

Текущий месяц

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Метки

Разработано LiveJournal.com